Анне. Был праздник неома́ртиса Георгия, умученного турками. В русском языке, аналогия – новомученик. Однако
это не перевод, а подмена определения, к сожалению искажающая правильное понимание мученического подвига, как
такового.
Ма́ртис (ма́ртирас) –
по-гречески, свидетель. То есть акцент делается не на сами мучения, а на свидетельство веры в Господа нашего
Иисуса Христа. Ма́ртиса не просто мучают и убивают за Христа – у него обязательно (!) должен быть выбор.
Быть верным Ему до смерти или ради временной земной жизни от Спасителя отречься.
К примеру, греки сразу признали о. Даниила Сысоева ма́ртисом по самим обстоятельствам его
убийства. И, чтобы причислить его к Лику Святых, не нужна никакая синодальная комиссия – из разследования
дела все ясно. Ведь ваххабит, прежде чем выстрелить в отца Даниила, два раза пальнул в церкви в потолок,
продемонстрировав всю серьезность своих намерений. А потом уже спросил: кто здесь Сысоев? И тот, зная, что за
миссионерскую деятельность среди мусульман его пришли убивать, смело шагнул вперед и сразу получил пулю.
И другой пример... В прошедшей в "послеперестроечной" кампании по массовой
канонизации, которая и по сути своей была совершенно странной – церковные чиновники для какой-то
непонятной цели определяли, кто Святой, а кто нет (?!), среди тысяч и тысяч неизвестных жертв красного террора,
имена которых никому ни о чем не говорили, – канонизировали многих, кто пострадал не за Христа, а за
собственную глупость и гордыню. Ведь многие из умученных жидами и прочими большевиками в свое время ходили с
красными бантами приветствуя "революцию", а почти все епископы и попы уже на следующий день после
отречения царя поминали Временное правительство. Ну а потом красные их просто банально пустили в расход, не
спрашивая за что те страдают!
Отвлекся. Но тема эта очень серьезная. И мы к ней еще когда-то вернемся.
Почему-то не взял камеру. (?!) Сделал несколько снимков и записал пение на телефон, пока он
не разрядился. А так как не выставил звукозапись со своего паниги́ри, предлагаю послушать пение
Θεοτοκε Παρθενε –
Богородице Дево, записанное на сегодняшней службе. Эту короткую молитву поочередно поют лучшие аθонские
псалта́дес с "терире́м" больше получаса. Пусть запись некачественная, но молитвенное настроение она
достаточно передает.
Продолжая знакомить читателей с Аθоном, публикую
фотографии, хоть и неважного качества. Справа, знаменитый пса́лтис – ге́рон Даниил, справа, не менее
известный на Аθоне, – папа Θома, а в центре – более молодой, но, как и папа Θома,
старец кельи и очень хороший псалтис ге́рон Дамаскино́с.
Ге́рон Дамаскино́с поет со своими послушниками.
Наш отец Андрей сегодня служил.
Ипотактико́с (послушник-монах, в отличие от до́кимоса –
мiрского на на испытании) ге́рона Спири́дона патер Григо́риос готовит кофе для ке́размы – угощения во
время службы (кофе, рюмка коньяка, раки или ликера и глико́ – сладости). Без этого трудно прободрствовать
всю ночь. Сегодняшняя служба, к примеру, началась с вечера часов в семь по мiрскому времени, а праздничная
трапеза закончилась уже за восемь утра.
Отцы заходят в трапезную угоститься.
А ге́рон Спиридон уснул на минутку прямо с телефоном. Не
удивительно. До того он двое суток, не покладая рук, трудился на подготовке к празднику.
Великий вход.
На этом телефон сел... И репортаж закончился.
Святый свидетель веры Христовой Георгие, моли Бога о нас!