монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis) (m_athanasios) wrote,
монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis)
m_athanasios

Category:

ОТНОШЕНИЕ АΘОНСКИХ МОНАХОВ К ИНТЕРНЕТУ И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

   Недавний визит на Агион Орос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был большим событием в аθонской жизни и привлек к себе внимание агиоритов многими моментами, особенно своей внешней стороной и безпрецедентными мерами безопасности, которыми он сопровождался.



    Но, на мой взгляд, примечательнее всего была знаковая речь Патриарха на его встрече с братией монастыря Зограф http://www.patriarchia.ru/db/text/3026946.html. В подтверждение ее значимости, свидетельствует широкое ее освещение во всех российских СМИ. А так как обращался Святейший непосредственно к агиоритам, будет уместно разсмотреть основные положения этой речи в свете святогорской духовной традиции.


    С этой целью поднятые патриархом в этой речи темы я очень обстоятельно обсудил с уважаемыми лаврскими монахами и со старцами Катунаки и Агиа Анны. И постараюсь общую ее оценку, аθонскими отцами данную, как можно точнее изложить. (Беседы велись, в основном, по мобильному телефону, поэтому вопрос об отношению аθонитов к мобильной связи отпадает сразу!)
    В своей речи Святейший затронул проблему проникновения новейших технологий в монашескую жизнь и, в частности, сказал:
    Сейчас большим соблазном является Интернет. Многие монахи поступают, на мой взгляд, совершенно неразумно: с одной стороны, они уходят из мира, чтобы создать благоприятные условия для спасения, а с другой стороны, берут свой мобильный телефон и начинают входить в Интернет, где, мы знаем, множество греховного и соблазнительного. И тогда возникает вопрос: когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет, не должен ли он подумать, а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?
    Во-первых, у всех вызвало недоумение то, что Патриарх выразил свою озабоченность этой проблемой именно на Аθоне, где она так остро, как в России, не стоит. Это, хорошо зная ситуацию с двух сторон, могу уверенно утверждать. Аθонские отцы вопрос об отношении к интернету давно уже разсудили и многие его полезные возможности без смущения используют. Как ни покажется странным, в большей степени интернетом пользуются эрмитес [пустынники], которым он теперь заменяет так недостающую в пустыне библиотеку.
    И тот факт, что "монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет", сам по себе еще ни о чем не говорит. Как ни о чем не говорит – классический пример – то, что человек взял в руки нож. Главное, с какой целью! Убить человека или хлеб нарезать. Ведь интернет вполне можно на пользу души употреблять – в том же духовном общении, к примеру, или как всеобъемлющее хранилище духовных знаний...
    А то, что во всемiрной сети "множество греховного и соблазнительного", мы, монахи, и без указания на то Патриарха прекрасно знаем. В наши апостасийные времена в мiре сейчас, вообще, "множество греховного и соблазнительного". И в виртуальном пространстве все то же, что и в реальном. Направо пойдешь – найдешь Храм Божий, налево – публичный дом. А вот куда свой путь направить – это и есть та свобода выбора, в праве на который Патриарх не отказывает даже содомитам https://iz.ru/news/464060.
    "Если люди выбирают такой стиль жизни, это их право, но ответственность Церкви – сказать, что это грех перед Богом", – заявил патриарх 21 мая в Москве на встрече с генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом, когда ими обсуждался самый в последнее время насущный (?!) в "мiровом сообществе" вопрос – о предоставлении извращенцам права открыто проявлять свои патологические наклонности. Так неужели Патриарх, признавая право пидарасов на выбор их "стиля жизни", лишает права свободного выбора монахов?
    Святая гора – не тюрьма и не советский колхоз. Нас насильно никто сюда не заключал, и насильно нас здесь никто держать не имеет права. Мы этот выбор сделали свободно и сознательно. Потому если "многие монахи поступают... совершенно неразумно", то это касается не только интернета, и это личная беда каждого, кто не находит в себе силы бороться со страстями и не поддаваться искушениям. И в этом ему поможет только заступничество нашей Преблагой Покровительницы и наставления его духовника, но никак не запретительные архиерейские циркуляры и директивы. Какой толк с монаха-невольника? Отбери у такого все телефоны и компьютеры – он будет в помыслах в мiре болтаться, а греховные образы создавать в своих фантазиях...
     Лично у меня к Святейшему два вопроса: чем вдруг вызвана такая его серьезная обезпокоеность увлечением монахов интернетом, что он даже святогорцам ее выразил? и почему Патриархия никак не отреагировала на мое двухгодичной давности Святейшему письмо, в котором я выражал не меньшее безпокойство по поводу бесчинств сетевых попов, и которое отправил на официальные сайты Московской Патриархии и ОВЦС. Помещаю его еще раз здесь полностью:
    Господи, помилуй, и, Святейший Владыко, благослови!
    Это письмо пишет Вам, монах Святой Афонской Горы, герон исихастириона Св. Саввы Сербскаго на Карульях Аθанасиос. В изложении сути моего к Вам обращения буду краток, так как вопрос этот требует дополнительного специального разследования, на которое у меня нет ни возможностей, ни особых на то полномочий. Но мое частное разследование выявило следующее.
    В сети интернет ведет подрывающую устои христианства деятельность некая, как сами себя называют ее члены на интернетном "языке падонков", "сегта". Духовным наставником которой, как я понял, является некий "дедуля", священник РПЦЗ. Вокруг него образовался обширный круг, состоящий из священников как РПЦ, так и самых различнейших самозванных "синодов", а также "православной интеллигенции", в основном, евреев. Причем, в круг этот входят, по словам того же "дедули", "достаточно сановный кутейный мир: из ОВЦС, Чистого переулка и прочая" и влиятельные чиновники. На мой взгляд, это некое новое проявление перманентной "ереси жидовствующих" в Православии. Причем самые одиозные из них доходят до проявлений откровенного сатанизма!
    Действительных имен их, кроме некоторых, не знаю, так как, в основном, скрываются они за интернетными псевдонимами. Но все они связаны между собой и друг друга знают, поэтому несколько выявленных уже мною личностей внесут ясность в общую картину, тем более, уже видно, что стукачество в их кругу – явление обычное.
    И хоть детально изучить этот вопрос не было возможности, так как выяснилось все это только три дня назад, но считаю, что изложенные в моем ЖЖ http://m-athanasios.livejournal.com факты, дают основание для создания церковной комиссии по разследованию этого дела.
    Это письмо отправляю Вам на официальные сайты Московской Патриархии и ОВЦС. Но из вышеизложенного можно предположить, что письмо до вас может не дойти. Поэтому публикую его и в своем блоге.
    К тому же, мое твердое убеждение, что явно видимое сегодня снижение авторитета Церкви у русского народа происходит, как раз, из-за того, что подобные вопросы в Церкви решаются кулуарно. Замалчивать такие больные церковные проблемы, оправдываясь тем, что они могут соблазнить народ, – чистое лукавство. Наоборот, мы соблазняем народ, подобные язвы открыто не вскрывая.
    Поэтому, Святейший Владыко, ждем Вашего благословения на это Святое дело.
    А в том, что заниматься этим приходится во время Великаго Поста, ничего предосудительного не вижу. Чем больше нечести мы из Церкви выметем, тем радостнее и Светлее будут Пасхальные дни!
    Верный Вашему Святейшеству в делах богоугодных, герон Аθанасиос Карулиотис.
    Агион Орос, Карулья, 22 марта/4 апреля 2011 года.

    http://m-athanasios.livejournal.com/22648.html

    В итоге, что получается? Святейший два года оставлял без внимания мои письма о безобразиях и безчинствах, которые устраивают в сети прельщенные российские попы и "воцерковленные мiряне", а тут вдруг, только приехав на Святую гору, не нашел другой темы, как пугать аθонитов искушениями всемiрной сети. (?!) Что нас пугать?! Мы уже чем только не пуганые! В интернете таких реликтовых, как карульские, демонов не встретишь. Да и любой скажет, что прежде чем в каком-то вопросе других поучать, нужно его в своей Патриархии решить и у себя с этим навести порядок.
    Однако очень надеюсь, что поднятая Святейшим в интернете волна смоет немало грязи, и воспитательные мероприятия против попавших в сети и пропавших в сети российских попов и иеромонахов все-таки проведутся. Ведь Господь все во благое обращает.
    Далее цитирую Патриарха и резюме сайта Московской Патриархии:
    «Монашеская традиция неслучайно такая строгая. Строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу. И поэтому нужно соблюдать монашеские традиции, не нужно никаких реформ, приспособления монашеской жизни к современным условиям», – заявил Предстоятель Русской Церкви, отметив необходимость ограничения использования насельниками монастырей новых технологий.
    Непонятна и требует толкования не совсем ясная мысль Патриарха о значении строгости в деле спасения. Как именно может быть "строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу"?.. И в чем она должна проявляться?.. Но можно предположить из контекста, что Святейший имел ввиду укрепление, так сказать, монастырской дисциплины.
    Мы согласны, что без дисциплины в монастыре нельзя. И аθонский устав очень строгий – на всех келлиях, где живет несколько монахов, неукоснительно исполняется весь Богослужебный круг. Однако монаху нужна, прежде всего, внутренняя строгость и дисциплина, а строгость внешняя бывает так, что и духовно повредить может. Подчинение против воли – это по духу совсем не монашеское послушание, и оно формирует психологию раба. А раб всегда лукав.
    В этом то, как раз, и заключается разница между монашеством аθонским и российским. В России, несмотря на заорганизованность монастырской жизни и неусыпный контроль за ней со стороны правящих архиереев, мы то и дело узнаем о страшных духовных падениях монахов и всяких с ними неприглядных историях. На Аθоне же при наличии у монахов полной духовной свободы, которую они по своей собственной воле (!) приносят в жертву своим духовным руководителям, даже в наши, по многим знакам, последние времена можно воочию лицезреть множество примеров, действительно, ангельского жития и подвижнечества, сравнимого с аскезой древних отцов.
    Что касается реформ и приспособления монашеской жизни к современным условиям, то здесь опять не по адресу. Если бы не существовал Аθон с его независимым духом, архиереи давно бы уже Православие реформировали. А призывать аθонитов соблюдать монашеские традиции видится вовсе неуместным.
    Так же требует разсуждения и вывод о необходимости ограничения использования насельниками монастырей новых технологий. Ограничения во всяком деле необходимы. И для каждого чина они разные. Система ограничений и есть дисциплина. А вот считать, что монахов новейшие достижения человеческой мысли не должны интересовать – глубокое заблуждение. Тем более, что все они сейчас, в основном, связаны с развитием коммуникаций – сферы духовной и монахов непосредственно касающейся.
    И в вечный пример нам правильного монашеского устроения – отношение к последним научным и техническим достижениям своего времени отца-основателя аθонского монашества Преподобного Аθанасия. Агиос Аθанасиос был самым передовым человеком своего века и в строительстве Лавры использовал все достижения того времени. Кроме того, что он был игуменом первого на Аθоне общежития, еще – и великим инженером, механиком, строителем и даже военным стратегом (В полном смысле слова! Он разрабатывал планы военных операций.). А уж интернетом, если бы он в его время существовал, пользовался бы вне всякого сомнения. Ведь духовные чада у него были по всей тогдашней Вселенной! Императоры ему гонцов с записками посылали, а тут не надо коней загонять – все на мониторе....

    Как вы поняли, речь Святейшего аθонитов не впечатлила, более того, отцы выразили свое недоумение и даже некоторое возмущение тем, что Патриарх Кирилл вмешался в область вне его компетенции и власти – во внутреннюю жизнь Аθона. Чем здесь монахам заниматься, какие уставы соблюдать и какой образ жизни вести – это наше, аθонитов, дело. И кому интернетом пользоваться позволительно, а кому нет, может решить только духовник конкретного монаха, у которого тот находится в послушании.
    Аθон почти всю свою историю под властью архиереев не был, как и монашество, вообще, возникло без их участия. (Антоний и Макарий Великие на то, чтоб уйти в пустыню, архиерейского благословения не спрашивали.) И только в ХХ-м веке Агион Орос, после того, как отошел от Турции к Греции, по политическим соображениям, а также по малодушию и человекоугодию некоторых игуменов и эпистатов перешел под омофор Вселенского Патриарха. Но его власть здесь до сих пор чисто номинальная. Конечно, свой авторитет Патриарх использовать может, и на кого-то это действует, но права вмешиваться во внутренние дела монастырей он не имеет.
    Свою духовную свободу аθониты ревностно отстаивали во все времена. Потому-то Аθон и сохранился как нерушимый оплот Православия, что духовная свобода, здесь царящая, не позволяет какому-то еретику-архиерею захватить власть, подчинить себе его насельников и насадить властию своей ересь. И именно эта свобода притягивает сюда всех, кто желает истинного монашеского жития.
    Свободные люди, вообще, остро чувствуют на свою свободу малейшее посягательство, и потому агиориты сразу отметили это в самом тоне патриаршей речи. На то Церковь и живой организм, что каждый занимается своим делом. Дело же епископа – не указывать монахам, как им духовную жизнь вести, а охранять свою паству от уклонения в ересь и защищать ее от беззакония земных правителей. И, как раз, по этим пунктам к Патриарху Кириллу и всему епископату РПЦ есть большие претензии. Но это уже выходит за рамки нашего обсуждения.
    И давать афонским монахам советы, как устраивать их монашеское житие, самому этой жизнью не жившему, очевидно, что не стоит. Ведь Апостол Павел говорит, что учить может только тот, кто сам этому научен.
    Что же касается ходивших, за время моего отсутствия в сети, слухов, что мне запретят пользоваться интернетом и прочее, то этого права не имеет даже игумен Лавры, которому непосредственно подчиняюсь в вопросах канонических и хозяйственных. Это касается уже моей духовной жизни. А в духовной сфере, по своему положению старца Святой Аθонской горы, уже никому, кроме Бога, не подчиняюсь. Однако прислушиваться в совете и принимать во внимание точку зрения духовных людей буду всегда. (!)
    Стоит отметить и то, что в своем обращении к агиоритам сам Святейший Владыка Кирилл предложил возлагать послушания, связанные с использованием интернета, на отдельных наиболее опытных монахов. А уж, простите, если по этому критерию уже и аθонские старцы не проходят, кому, вообще, тогда, по мнению Патриарха, можно в интернет заходить?
    И пришел я в сеть не для развлечения, а с конкретной целью, которую изложил в профиле Живой Книги. Прочитайте еще раз:
    Всемогущий Бог ради нашего спасения и зло обращает в добро. А потому и всемiрная сеть, которой Враг рода человеческого стремится опутать нас, затянуть в грех и поставить под свой полный контроль, в то же время, становится причиной нашей от него свободы. Так как интернет (пока еще!) позволяет противящимся установлению нового мiрового порядка, а проще – царству Антихриста, воспользоваться непобедимым оружием, которым вооружил Христос верных своих. Это оружие – мощнее ядерного – есть Правда.
    Невообразимая до наступления эры интернета возможность общения огромного числа людей в режиме он-лайн, позволяет с невиданной доселе быстротой распространять идеи в обществе и переводить их в практическую плоскость. Учитывая же то, что современные войны в значительной степени переместились в информационное пространство, интернет становится очень эффективным средством ведения войны. А для нас, русских и православных, вообще, терпящих в информационной войне пока сплошные поражения, его роль возрастает многократно, так как все другие средства массовой информации практически полностью захвачены нашим противником.
    Именно поэтому я и вышел в интернет как на войну. И этим отнюдь не нарушаю свой монашеский чин, несмотря на бытующее мнение, что монаху общественно-политической деятельностью заниматься не подобает.
    Это распространенное даже в монашеской среде мнение основано на каких-то совершенно умозрительных представлениях о монашестве, но жизненный пример его основоположников и в Византии, и в России – Преподобных Афанасия Афонского, Феодора Студита, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого – это заблуждение несомненно выявляет.
    Во все времена и у всех народов любое политическое событие или движение имело свою духовную основу и принадлежность. Особенно наглядно это в наши дни, когда все политические процессы в мiре развиваются в русле его предуготовления к скорейшему пришествию Антихриста, а потому непосредственно затрагивают каждого христианина, вне зависимости мiрянин он или монах, так как касаются спасения его души и Жизни Вечной. И искусственно создавая подобные стереотипы, враги Православия имеют цель обезоружить своих главных противников.
    Ведь даже владея подавляющим властным и финансовым ресурсом, трудно бороться с теми, кто не живет материальными категориями. Отсутствие земных привязанностей и зависимостей, позволяет монаху, в отличие от поглощенного житейскими попечениями мiрского человека, иметь безпристрастную точку зрения на все общественные проблемы и события и свободно – без страха, лицемерия и лицеприятия – ее отстаивать. Это ни в коей мере не является каким-то нашим личным, монахов, достоинством, а просто преимуществом нашего положения, которое, кстати, мы, увы, так редко используем.
    И, конечно, начинаю это дело не с целью создать очередное кухонно-интернетное сообщество виртуальных борцов за освобождение русского народа, а в надежде подвигнуть русских людей возстановить в России русскую власть.


    В заключении выразим надежду, что паломническая поездка на Аθон принесла Святейшему духовную пользу и укрепит его в служении своей пастве.
    А также просим его благословения и святых его молитв.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →