Но этот пост не для них. Объясняться перед теми, кто тебя не желает понимать, не имеет смысла. Современные книжники и фарисеи ничем от ветхозаветных не отличаются, и вразумить кого-то из них, как в свое время Апостола Павла, в силах один Господь. А перед явными врагами бисер метать Он вообще не велел. Пишу сейчас для тех, кого эта песня затронула за живое, – а, по моему наблюдению, затронула она чувства практически всех ее слышавших русских людей, – но смутило и вызвало недоумение исполнение ее монахом.
Господи, благослови!
Для начала разсмотрим, что такое песня и пение, вообще.
Это крик души, ее ликование, вопль, плач, стон, зов... Сконцентрированный и переданный голосовыми вибрациями в определенной мелодии и ритме ее импульс, позволяющий авторам и исполнителям песни глубже и тоньше отобразить выраженные в стихах чувства и эмоции, полнее и ярче обрисовать описанные в них характеры, события или пейзажи, доходчивее донести содержащиеся в них идеи. В то же время этот импульс души многократно усиливает воздействие слов песни на слушателя, акцентирует его внимание на заложенный в них смысл, подвигает откликаться на содержащиеся в тексте призывы.
Но разного рода бывает этот крик... Крик чистой души, души кающейся, страдающей, падшей, Бога не знающей или вовсе демонической.
Чистая, познавшая Бога душа, славит Творца своего с радостью, страхом и благоговением... Кающаяся – плачет о своих грехах... Страдающая – взывает к Богу о помощи... Падшая или Бога не знающая – вопит, по-хамски напоказ, выпячивая свои страсти... Демоническая – сладким пением своим очаровывает и соблазняет...
По степени духовного воздействия, с одной стороны, и возможности выражения духа, с другой, пение – самое сильное из человеческих искусств.
Песни сохраняют в памяти народа его традиции и основные события его истории, закладывают основы воспитания человека и формируют его духовно... Песни вдохновляют на деяния и одухотворяют дела... Песни становятся символами эпох и лозунгами движений, гимнами государств и революций...
Правда, часто оказывается потом, что деяния были скверными, эпохи – мрачными, движения – разрушительными, государства – тираническими, революции – масонскими... И получается, что одна песня может быть учебником в жизни земной, помогающим достичь Жизни Вечной, другая же – убивающим душу оружием чародеев и обольстителей. Все зависит от духа, выражающего себя песней.
Неверно подразделять пение на духовное и все остальное. Все пение духовно, только дух его разный. Один дух песней с любовию убаюкает ребенка, а другой – песней поднимет людей «до основанья мiр разрушить».
В греческом языке – очень точном в определениях – разного духа пение именуется, соответственно, по-разному. Пение Богу – псалмоди́а (этимология понятна)... Пение под действием чувств и страстей – трагуди́а, от тра́гос – козел... (Отсюда славянск. – козлогласие, козлоглашение). Ну а магическое пение и маги́а понятия чуть ли не тождественные.
О волшебных, чарующих, пленительных – обратите внимание на эти определения – звуках музыки мы еще обязательно поговорим. Потому что в разрушении традиционного уклада русской жизни, в деморализации и растлении русского народа и, в конечном итоге, в уничтожении чувства самоидентификации у русского человека магическая музыка сыграла одну из главнейших ролей. Самое страшное, что русский народ продолжает слушать ее круглые сутки из всех возможных источников звука, даже не подозревая о ее демоническом происхождении. И если о том, что современные музыкальные течения берут начало из культовой музыки африканских колдунов и людоедов, еще кто-то знает, то, что магической, по сути, является так называемая классическая музыка, мало кто догадывается.
Но сейчас мы разсуждаем о народной песне...
Народная песня, по аналогии с нашим определением песни как таковой, – это крик души народной... И ничто так не выражает духовное состояние народа, как его народные песни.
Оставим изследование песен народов мiра этнографам. Понятно, что говорим здесь о русских народных песнях. Но чтобы иметь более точное представление о сущности этого явления, обратимся опять к грекам.
Народные песни греки не смеют ставить в один ряд с церковными песнопениями и называют их трагу́дья, то есть относят их не к духовному, а к душевному, чувственному пению. Этим смиренно признавая, что народ, даже православный, переменчив и подвержен страстям. С Богом народ – душа его поет пса́льмы народные, от Бога отходит – частушки и «Камаринскую». Но православный народ, по естеству своему, стыдлив и даже в проявлении своих страстей дальше безобидных смешных прибауток и целомудренных песен о любви не заходит.
Народные песни рождаются, когда сильные чувства – реже радость, а чаще боль и печаль – переполняют народную душу. И чувства эти находят выход через чье-то чуткое сердце, которое исторгает их в виде песни. Слова и музыка вдруг приходят откуда-то сами. Иногда даже людям, которые их до того вообще не писали.
Народные песни редко имеют авторов. Конечно, их кто-то слагает и первым поет, но крик души православного народа из горделивого сердца изойти не может. Смиренный же человек свое первенство ни в каком деле выпячивать не будет, – ему главное, чтобы само дело было богоугодным, – а потому имена авторов народной песни часто остаются в безвестности или их помнит узкий круг знатоков и близких людей. Даже несмотря на то, что иногда таковыми являются знаменитые поэты и композиторы.
Песня становится народной, если она, в той или иной степени, затрагивает чувства каждого, себя к этому народу причисляющего, вне зависимости от его социального и материального положения, образования, личных предпочтений и взглядов. Происходит это, когда песня выражает общее для всех радование или скорбь, любовь к своей Родине и своему народу, разсказывает о любимом всеми народом герое, прославляет национальную победу или оплакивает горькое поражение, показывает красоту народной души... Это общее сопереживание, в данном случае через песню, и дает множеству отдельных людей почувствовать себя единым народом.
Сейчас русские народных песен не поют...
Старые мы забыли и их даже стесняемся. Что не удивительно – у меня с детства аллергия на их глумливое и дурашливое исполнение «русскими народными» хорами и ансамблями под управлением евреев и с наполовину еврейскими составами.
Новых же русских народных песен давно уже не появлялось. Это вполне объяснимо и понятно. Какие могут быть общие чувства, эмоции и интересы у русских по рождению байкера, мента, скина, православной бабушки, гота, оффисного клерка, «путевого пацана», пенсионера-сталиниста?.. А ведь живут они в одном доме... правда, уже больше на горский аул похожем.
О деревенских жителях, в этой связи, и говорить не стоит. Трудно найти песню, которая в одинаковой степени растрогает новых русских, населяющих «рублевки» России и домирающих старых русских остальных ее деревень-ныне-кишлаков.
Все это еще раз свидетельствует о том, что, как народ, мы разлагаемся – не имеющий своих песен народ погибает...
И все-таки есть одно чувство, в той или иной степени еще живущее в каждом, кто составляет эту разношерстную и аморфную массу, в которую превратился наш народ. Чувство, напоминающее о себе русским все чаще и чаще, уязвляющее сердце каждого и требующее выхода, угнетающее даже тех, у кого жизнь вроде бы состоялась... Чувство, стирающее различия и разномыслия, примиряющее самых непримиримых и зовущее в один строй...
Чувство это – боль о потерянной Родине!..
Именно это чувство я вновь очень остро испытал, когда, чтобы дать оценку событиям в Кузбассе, искали мы с моим другом в интернете новости по этой теме и он наткнулся на чьи-то проникновенные стихи. Эти пусть не совсем складные стихи, странно озаглавленные «Поздняк метаться», – только потом узнал, что это выражение давно уже в обиходе, – настолько точно обрисовали ситуацию и обнажили проблему, что я сразу же поместил их в ЖК вместо своего комментария событий. Имя их автора мне ничего не говорило – потому и назвал их народным стихом, добавив, что трогает он как «Раскинулось море широко», имея ввиду его дух, а не мелодику и ритм. И только после того, как поместил стих на своей странице, начал напевать его под этот мотив. Оказалось, что слова так точно легли на мотив, как вроде под него и были написаны.
Помолился я, с кем мог посоветовался и просто не смог эту песню для своей Живой Книги не спеть. А было это ночью, в канун Дня Святаго Духа...
Знаю, что многие из прочитавших предыдущую фразу скептически при этом хмыкнут, но жизнь меня сделала мистиком и к таким совпадениям отношусь внимательно. Предваряя же попечения интернетных старцев о моем духовном устроении, заранее им сообщаю, что о таком поврежденном состоянии, как прелесть, мне известно.
Остается сказать, что автором народного стиха является Всеволод Емелин. И хоть его, как выяснилось из прочитанного потом мною о нем в интернете, человеком верующим не назовешь, Господь его благословит и посетит. Аминь!
15.06.2021. А здесь подробней о том, как из народного стиха народная песня сложилась: ПОЗДНЯК МЕТАТЬСЯ (СЛОВА И МУЗЫКА НАРОДНЫЕ), исполняет монах Аθанасий.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →