монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis) (m_athanasios) wrote,
монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis)
m_athanasios

Categories:

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХИРОСИМА (часть III-я)

(Начало здесь: РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХИРОСИМА)
     Цитируется по книге ОТДАЙТЕ НАМ РОДИНУ или ВОКЗАЛ – БАКУ (без чемоданов)! написанной, напомню, еще 8 лет назад, а в 2008 году запрещенной к распространению на территории России и внесенной в Федеральный список экстремистских материалов (№ 321) http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/:


     «...Самая необходимая и полезная для любого народа идея – это создание такого государственного устройства, которое дало бы возможность человеку выполнить свое предназначение на земле – спасти свою душу и сподобиться Жизни Вечной. То есть создание государства, проповедовавшего и поощрявшего житие по Христовым заповедям и ограждавшего населявших его жителей от греховных соблазнов и вражеских посягательств. Другими словами, выполнявшего определенные функции земной, воинствующей части Церкви. А граждане этого государства становились бы одновременно и членами Церкви Христовой по самому своему земному гражданству.
     Гражданам же такого государства по силам любые дела и свершения на земле, потому что их устремления обращены вверх, в желании стать гражданами Неба. Как им могут противостоять те, чей идеал – опошленный, как все у дьявола, и приземленный – быть космополитами, гражданами мiра?!
     Эта идея выражает чаяния любой православной души. И так как по определению русский человек неправославным быть не может, то она является действительно русской идеей. Ведь евангельские идеалы и нравственные категории почитают все русские люди. Они стали такой неотъемлемой чертой русского национального характера, что никакие усилия богоборческих властей не смогли их вытравить из русских сердец. Идеалы и нормы эти находят отклик в душе даже последнего русского негодяя, который пусть и сам не в силах их соблюсти, но уважает всех чтущих их.
     Идею создания Православной Империи, то есть проекции на землю небесного устройства, русские унаследовали от Византии, но ни воплотить ее в жизнь, ни даже сохранить ее, как национальную, увы, не смогли. И наше национальное возрождение без ее реставрации просто немыслимо...

     ...Хранительницей идеи Православной империи, III-го Рима, на протяжении всей своей истории являлась Русская Православная Церковь, однако в наше время прослеживается некая странность. Отвлекают своих чад от борьбы за построение православного государства ...удобно встроившиеся в нынешнюю систему батюшки. И таких, боящихся любых движений, ведущих к изменению сформировавшегося комфортного для них уклада жизни, – большинство.
     Не выступая прямо против создания православного государства, они переносят акцент на личное спасение, внушая своим чадам, что заниматься политикой – дело не православное. Но ведь это очевидно, что в православной среде возможностей ко спасению больше, а поводов для греха меньше. Поэтому надо такую среду создавать. И кроме самих себя мы должны думать о наших детях, о следующем за нами поколении. Мы и называемся Церковью, потому что мы общество. Конечно, спасаться обязан лично каждый, но спасаться должны мы вместе.
     Поэтому Церковь, как земная часть Тела Христова, как общество, как организация православных христиан, должна решать и земные задачи. (Кто из монахов и священников их не решает, пусть первый бросит в меня камень). Я не имею ввиду задачи хозяйственные, строительные, коммерческие... С этим все обстоит благополучно, и о решении этих задач современные батюшки не забывают. Речь идет об устройстве общества в соответствии с христианскими принципами. А это и есть воплощение в жизнь русской национальной идеи...

     ...Главным качеством, отличающим подлинного национального вождя, является его самоотверженность. Им может стать лишь человек, избравший путь служения своему народу и отвергший ради этого служения все интересы собственные. Этим он отличается от наших нынешних правителей, рвущихся к власти ради нее самой, потому что дает она несовершенной душе неограниченные возможности для удовлетворения своих страстей. Настоящим национальным лидером может стать только тот, кто на вершину власти взойдет как на собственную Голгофу, в полной готовности принести свою жизнь в жертву за свой народ, «положить душу свою за друзей своих». (Иоан.15:13) На такой подвиг способен только исключительной высоты духа и веры человек, но, самое главное, обладающий православным сознанием, чтобы эта жертва не оказалась, как в случае со Сталиным, жертвой «царице страстей» – гордости. И на эту духовную высоту вознести его не способна никакая сила, кроме Церкви. Церковь должна его родить, воспитать, вдохновить и благословить на подвиг...

     ...То, что с падением коммунизма в России Православию предоставлены широкие права и наблюдается видимое его возрождение – факт неоспоримый. Из разряда гонимого, находящегося под неусыпным контролем государственных органов вероисповедания оно стало одной из четырех (увы, в ряду) официально признанных традиционными для России (?!) религий. Но все обстоит не так благополучно, как это выглядит на первый взгляд. Ведь Церковь – духовный организм, и его состояние нужно оценивать, соответственно, духовными категориями, а не количественными, земными мерками. Свидетельствовать о состоянии Церкви может только господствующий в ней дух. А все происходящее в нашей стране и с нашим народом свидетельствует о его упадке.
     Об этом говорит и явное охлаждение к Церкви со стороны простого народа. Народ тонко чувствует проявления духа, потому фарисейство и лицемерие распознает быстро. Многие не нашли в Церкви того, чего искали, и в последнее время отток приходящих в храмы явно бросается в глаза. С каким благоговением и трепетом в начале перестройки шли в них толпами, как внимали каждому слову священника! И какой скепсис и разочарование наблюдаются сейчас даже у людей воцерковленных!      Какой же дух царит ныне в нашей Русской Православной Церкви?

     Рискнувшего заняться подобным изследованием сразу же причислят к разряду церковных диссидентов, так как это воспринимается как критика Церкви. А критиковать Церковь – по сложившемуся стереотипу – посягнуть на святое. Этот стереотип работает даже тогда, когда на поверхность всплывают явно неблаговидные действия ее членов, особенно клира и иерархов. Они всячески скрываются и умалчиваются. Главное обоснование этому – существующее мнение, что критика Церкви подрывает у людей веру.      Оправдание это лукаво. Ведь критиковать Церковь как мистическое Тело Христово не будет даже первый, по имени своему, клеветник – дьявол. Это глупо и безполезно. Мистическая Церковь Христова всегда пребывает в Истине и неизменна, как неизменен Бог. А Истина не боится ни критики, ни даже клеветы.
     Но Церковь – это общность Святых на Небесах и людей на земле, уверовавших во Христа и жаждущих Жизни Вечной. И земная ее часть, будучи человеческим сообществом, к тому же имеющим изощреннейшего в своих кознях врага, подвержена всем присущим людям изменениям. К этому нужно быть готовым, относиться как к естественному ходу вещей и не терять бдительность.
     В наше время происходит смешение понятий Церкви земной и Церкви мистической. Заблуждение это на руку тем, кто еще здесь, на земле, причислил себя к Церкви Небесной, и имеет оно явно вражеское происхождение. Воспринимать Русскую Православную Церковь как собрание земных ангелов, безгрешных и не способных впасть в заблуждение, ошибочно, мнение это может привести к трагическим последствиям. В свое время, Римская Церковь была первенствующей среди Поместных Церквей, а теперь превратилась в еретическое сборище.
     На земле мы только стремимся в жизни уподобиться Христу, и лишь конец земного пути покажет, чего мы в этом достигли. Это касается не только мiрян, но и священников, монахов, епископов. Иуда был Апостолом и не уберег данной ему благодати. И на всех иконах Страшного Суда первыми в ад идут не исполнившие своего пастырского долга архиереи.
     Покров таинственности, скрытность и умолчание – любимые стихии для действий Врага. Потому открытость церковной организации, иерархии, клира и их испытание на соответствие евангельскому и святоотеческому учению просто необходимы, поскольку чада дьявола – ложь и грех – ничего так не боятся, как света и обличения. Это нам заповедали апостолы: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мiре». (1Иоан.4:1)
     Само слово критика в русском языке несет несколько негативный заряд и вызывает соответствующие ассоциации, но происходит оно от нейтральных греческих – «кри́си» (суждение), «кри́но» (сужу). Позитивный и негативный смысл этим словам придают приставки.
     «Ката́криси», «катакри́но» – осуждение, осуждать. «Диа́криси», «диакри́но» – разсуждение, разсуждать. И если осуждение есть душепагубная страсть, то разсуждение, – по словам Святых Отцев, – высшая из добродетелей, без которой все остальные не будут являться истинными и обратятся в свои противоположности – страсти. Как безразсудные любовь или пост, например.
     Главное различие между разсуждением и осуждением в том, что осуждаются люди, а разсуждаются их действия, поступки. Назвать человека подлецом за какой-то поступок – значит согрешить, так как возможно в будущем он покается и достигнет святости, чему есть множество житийных примеров. (Тот же разбойник на кресте.) Но не разсудив, что он поступает подло, можно причинить себе и окружающим вред, подвергнуть опасности.
     Разсуждение является высшим духовным дарованием, дающим возможность отличать ложь от истины, зло от добра, под какими бы личинами те не скрывались. В полноте этот дар присущ достигшим чистоты своих помыслов подвижникам. Именно этот дар является отличительной чертой духовного старца. Но в какой-то определенной мере добродетель эта должна присутствовать в каждом православном христианине. Без нее ориентироваться в современном мiре, полном сатанинских сетей и ловушек, невозможно.
     Такое длинное отступление по этому поводу соответствует важности этой проблемы. Особенно остро встала она в последние времена, после того, как была нарушена преемственность духовной традиции и изсякло старчество.
     Не имея достаточного духовного опыта находить грань между этими понятиями и боясь впасть в страшный грех осуждения, современные духовники, по-существу, неофиты, к разсуждению, «царице добродетелей», прибегают очень редко и осторожно. В то же время, столь тонкое различие этих двух диаметрально противоположных духовных категорий дает возможность недобросовестным пастырям, пользуясь невежеством своих чад в вопросах духовных, манипулировать этими понятиями в своих целях. И очень часто, как только раб Божий пытается разсудить какую-нибудь сомнительную ситуацию, чье-то не совсем понятное действие и поведение, его сразу же осекают, «предостерегая» от осуждения. А часто и просто заставляют бездумно, не разсуждая, исполнять свои приказания.
     В результате, любая критическая или просто трезвая оценка действий иерархии и клира совершенно не допускается и воспринимается как ее осуждение. Именно это во многом и послужило причиной того нарушения нормальной церковной жизни и деформации православной духовности, которые сейчас наблюдаются...

     ...Среди мiрян обезпокоенность духовно-нравственным падением общества, снижением авторитета Церкви, всепроникновением глобализационных процессов, повсеместным наступлением инородцев и иноверцев на нашу землю еще проявляется в инстинктивных, пусть и неадекватных, попытках что-то предпринять, как-то всему этому противостоять. Но за этими попытками не проглядывается ни осознания того, что нужно делать в этой ситуации, ни внутренней решимости к действию.
     Большинство же наших пастырей вроде бы тоже этим обезпокоено, но как только дело касается решительных действий в защиту Православия, Родины, русского народа, обычно вспоминает слова Святителя Игнатия Брянчанинова, что «отступление попущено Богом и не тщись остановить его своею немощной рукой», толкуя их в том понимании, что процесс апостасии (отступления от Бога) зашел так далеко, что противостоять ему безсмысленно и невозможно. Остается только каяться и уповать на Бога в ожидании Второго Христова Пришествия и Страшного Суда. Тут же услышишь, что причины всех несчастий и бед, постигших наш народ, не следует искать в ком-то и чем-то другом (евреях, чеченах, азерах...), кроме нас самих... Что врага нужно победить в себе самом... Что до тех пор, пока наш народ не покается, Россия будет катиться к гибельной пропасти... А вместо того, чтобы пытаться исправить мiр, нужно воцерковиться и исправлять самого себя... «Спасись сам, и вокруг тебя тысячи спасутся»...
     По форме все действительно так. Ведь проповедь покаяния лейтмотивом проходит через все Евангелие. Без покаяния спасение невозможно и исправление нужно начинать с себя самого. Это естественно. Но если верные формулировки не наполнитьсоответствующим содержанием, то они останутся просто трафаретами. Как победить в себе врага?.. Что нужно для этого сделать?.. Вот ведь в чем вопрос.
     Каким образом нужно спасаться в Москве, чтобы вокруг тебя спаслись сотни тысяч(!) ...вьетнамцев, чеченов, азербайджанцев и прочих иноверцев, ныне в ней проживающих?..(!!!) Как спасаться в Содоме и Вавилоне?!
     В борделе спастись невозможно... Сначала нужно его очистить.
     
И тут, видимо, не без того, чтобы обойти эти непростые вопросы, логика наших батюшек делает невероятный кульбит... Оказывается, по сокровенным пророчествам, после всенародного покаяния Господь в итоге дарует русскому народу-богоносцу православного царя, который сокрушит всех его врагов и спасет Россию.
     Счастливый конец в лучших традициях Голливуда... Но за елейным «смирением», «кротостью» и «упованием» на милость Божию значительной части наших пастырей проглядывает тривиальное желание устраниться от решения жизненно-важных для русского народа проблем, так как это грозит поколебать привычно устоявшееся положение вещей, нарушить собственное спокойствие и благополучие...»

     РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХИРОСИМА (частьIV)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments