монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis) (m_athanasios) wrote,
монах Афанасий Карульский (Athanasios Karouliotis)
m_athanasios

Categories:

О СОВРЕМЕННОМ СТАРЧЕСТВЕ

     Это одна из поднимавшихся нами ранее больных тем Русского Православия.

     «Особо следует остановиться на проблеме старчества, так как этот институт в жизни нашей Церкви играет огромную роль, в сущности, формируя в ней дух и воззрения. А в свете вышеизложенного эта проблема становится ключевой, так как сейчас у верующих принято заручаться благословением старцев на любое мало-мальски важное дело. Часто даже совсем невоцерковленные люди для придания веса какому-нибудь предприятию в качестве аргумента добавляют, что предпринято оно по благословению старца такого-то. Советов старцев испрашивают епископы, политики, государственные деятели. По некоторым важным вопросам государственной и общественной жизни, (например, по вопросу об ИНН) даже производился опрос их мнения. То есть, налицо самое непосредственное участие наших старцев в политической жизни страны и в создании общественного мнения.
     Критическим оценкам подвергается у нас только, так называемое, «младостарчество». Но ведь истинный смысл этого определения не в том, что некоторые начинают старчествовать в младых годах, а в том, что осмеливаются руководить духовной жизнью других людей, не пройдя перед этим надлежащую школу, не имея преемственности, зачастую, даже в глаза настоящего старца никогда не видав. То есть, не достигнув подобающего духовного возраста. А это значит, что за исключением нескольких всеми известных старцев, принявших преемство от своих предшественников в монастырях, которые в годы советской власти не закрывались, или живших при старцах в годы их изгнания, все нынешние, по сути, являются «младостарцами», независимо от их возраста, что и доказывает их практика.
     «Старцев» и «стариц», развелось сейчас по десятку на каждую епархию.* Без зазрения совести вещая «волю Божию», они своих чад просто закабаляют. Мне доводилось, в свое время, сталкиваться с этим явлением нашей церковной жизни и на себе убедиться в его порочности и ненормальности. Какой нормальный человек, пусть даже и монах, дерзнет считать себя прозорливым и заявлять, есть ли воля Божия на то или иное начинание или ее нет? Простите, но трудно удержаться от резкости в оценках, когда перед глазами стоят искореженные человеческие судьбы.
     *Хотя на всей Святой Горе после того, как отошел ко Господу старец Дионисий-румын, трудно назвать хоть одного всеми признаваемого духовного авторитета. Несмотря на то, что монахов высокой духовной жизни предостаточно.
     Культ старчества, созданный у нас в последнее время, ничего общего с Православием не имеет. Речь не идет об отдельных личностях. Я говорю о том представлении, которое у нас сформировалось о старчестве, как о сложившемся институте. К старцам у нас идут как к гадателям и кудесникам: пощекотать нервы, общаясь с человеком «видящим» твое прошлое и будущее, получить предсказание, если повезет – изцелиться. Редко кого интересуют вопросы духовные. Обычно обращаются по самым обыкновенным житейским делам, совета на многие из которых полезнее было бы спросить у старшего родственника или соседа.
     И «старцы» сочетают браком и разводят, увольняют с работы и направляют на учебу, посылают в монастыри и руководят коммерческой деятельностью своих чад. Причем любое слово «старца» принимается как глас Божий, и даже в самых их нелепых поступках и высказываниях ищется «духовный» смысл, а их благословению придается магическое значение.
     Что характерно, хотя круг разсматриваемых «старцами» вопросов ограничивается, в основном, бытовыми, но на их фоне часто нагнетаются апокалиптические настроения. При этом ввергают они чад своих в самое настоящее уныние, отбивая у них всякий интерес к жизни. Или, наоборот, как, например, борцы с ИНН*, разжигают воинственные настроения. Но этот воинствующий пыл направлен почему-то не против непосредственных инициаторов, организаторов и исполнителей глобализационных процессов и мероприятий, а против своих же, пусть, по их мнению, заблудших, но православных христиан. (?!) И призываются люди не на борьбу с проявлениями глобализма, а покидать города, уходить из мiра в горы и вертепы. Сколько таких «потерпевших» продали за безценок (все тем же азербайджанам) свои московские квартиры, уехав в глуши ожидать Второго Пришествия!
     *Да, введение ИНН – одна из главных составляющих плана глобализации и, в конечном итоге, ведет к установлению системы всеобщего контроля над людьми. Поэтому его введению нужно всеми силами противоборствовать. Но, с другой стороны, говорить о том, что ИНН является печатью Антихриста или, что принятие налогового номера есть отказ от христианского имени, – заблуждение или сознательное манипулирование общественным мнением. Обманом или против нашей воли пометить нас шестерками и вживить нам микрочипы дьяволу, при изощренности его падшего разума и власти над мiром сим, не составило бы никакого труда. Ему нужно наше сознательное отречение от Христа.
     В итоге, православные по своей собственной воле (или безволию) выпадают из социума, освобождая место для наших противников, которые этого только и ждут, моментально занимая оставленную территорию. Самоустранение православных из политической и общественной жизни только на руку нашим врагам. Мы же сами себя заключаем в некую резервацию.
     Сравним как относятся к старцам на Святой Горе. Здесь не идут к старцу услышать волю Божию. Более того, дерзнувший возомнить себя пророком и провидцем*, по афонским понятиям, достоин сожаления и молитвы, как человек, впавший в духовную прелесть... Здесь к старцу идут за разсуждением какого-то трудного вопроса, не принимая его слова за истину в последней инстанции, а как совет духовно опытного человека. Причем старец, изложив свое мнение, советует поспрашивать и у других опытных людей, без всякого манерничанья допуская, что может и ошибиться по-человечески. Свобода же выбора (!) остается за вопрошающим... Здесь нет непререкаемых духовных авторитетов, кроме Святых Отцов, и табуированных тем. И за тобой всегда оставляется право иметь собственную точку зрения, несмотря на то, что своему мнению** доверять опасно... Духовная свобода здесь – одна из главных ценностей, и она свято оберегается...
     *Таковых когда-то, навесив на них колокольчики, для смирения водили по всей Святой Горе всем в назидание.
     **Мнение в святоотеческом учении – одна из разновидностей прелести, что есть принятие лжи за истину в результате демонического воздействия.»

     Все вышеизложенное цитируется по книге ОТДАЙТЕ НАМ РОДИНУ или ВОКЗАЛ - БАКУ (без чемоданов)! написанной еще 8 лет назад, а в 2008 году почему-то запрещенной к разпространению на территории России и внесенной в Федеральный список экстремистских материалов (№ 321) http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/. Но, согласитесь, тема эта актуальность свою не потеряла до сих пор и лжестарчество на Руси цветет буйным цветом.
     И во многом, жестокие разочарования в «старцах» после безразсудных от них восторгов привели к нынешнему охлаждению в вере общей массы православных и
 являются благодатной почвой для культивирования в русском народе безбожия и лжеучений. А повод для их критики открыл одно из направлений нынешней массированной атаки на Церковь.
     Еще по теме:
     Мой герондас
     ОБ АФОНСКОМ СВЯЩЕНСТВЕ...
     Священство и старчество на Афоне


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments