Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебнаго Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружнаго благоприличия в некоторой степени и форме.
При всех возникавших в Церкви затруднительных вопросах, начиная со времен Апостольских, Церковь для разрешения их постоянно составляла Соборы: на соборах разсматривались недоумения и поверялось состояние Церкви. По настоящему, затруднительному положению Всероссийской Церкви, созвание Собора сделалось решительной необходимостью.
С последних годов XVII-го столетия Западным Ветром нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недро Государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонния, чуждыя и враждебныя духу Церкви постановления, противныя правилам и учению Православной Церкви.
Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие:
1) Разсмотрение постановлений, которыми руководствуется ныне Российская Церковь, за чем должно последовать уничтожение постановлений, не согласных с постановлениями Православной Восточной Церкви.
2) Уничтожение касты, так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов (Правило 76-е). Возстановить древнейший обычай Церкви: Епархия да избирает себе архиерея, а приход иерея, дьякона и причетника, свидетельствуя об их благочестии...
На этом пункте остановлюсь. Так как это были процитированы отрывки из заметки Святителя Игнатия Брянчанинова «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви» в его записках 1862–1866 гг. И желающие могут ознакомиться с его соображениями по этому поводу из первоисточника. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=464
Я сознательно не употребил кавычки в цитировании Святителя, чтобы спросить у читателя: понял ли он, что речь идет о церковных проблемах полуторавековой давности? И тот факт, что, уверен, по существу поднятых вопросов ни у кого не возникло никаких недоумений, разве что кто-то обратил внимание на некую архаичность речи и наименование Церкви Всероссийской, подчеркивает то, что опасения Святителя Игнатия за состояние Церкви с тех времен не только не потеряли свою значимость, но стали еще более актуальны.
Один из основополагающих принципов построения Церкви, обозначенный в Символе Веры, – принцип соборности. Если мы не имеем единого мнения по вероучительным вопросам и основным жизненно важным для Церкви, как общества христиан, проблемам, то есть, если мы – не единодушны, называться Церковью мы не можем. Это очевидно. Но соборность – это не демократия. Если даже кто-то один не будет согласен с общим мнением, оно не будет соборным. Таковой если не изменит свою точку зрения после соответствующего разбирательства – Церковного суда – отлучается от Церковного общения. Хотя бывает и обратное. К мнению одного присоединяется вся Церковь. Примером тому – Марк Эфесский, своим исповедничеством вразумивший всю, поначалу впавшую в заблуждение Церковь.
Но как можно достичь этого единодушия, то есть соборности? Ведь выступать от имени Церкви могут только те, кому на это дано право – епископы. (В наше время это право узурпировали также и различные неканонические образования вроде Отдела внешних сношений или, как они теперь себя переименовали, связей.) Каким образом могут обрести с ними единодушие те, кто не согласен с их вызывающей все больше вопросов позицией? На данный момент обратной связи между пастырями и паствой – иерархией и церковным народом – не существует, поэтому в последнее время дух единодушия в нашей Церкви отсутствует. (!)
Соборное начало Церкви находит свое выражение в высшем органе церковной власти – Поместном Соборе, который и призван обезпечивать единодушие ее членов по всем насущным проблемам, перед нею стоящим. Хотя решающим голосом на Церковных Соборах обладают только епископы, клиру и мiрянам предоставлено право выражать свое отношение к их решениям. И если имеет место несогласие церковного народа с этими решениями, они не признаются действительными.
Все наши нестроения и происходят оттого, что Поместные Соборы Русской Православной Церкви после Собора, отлучившего Патриарха Никона, собирались только четыре раза – и все при коммунистах (хотя по Уставу, принятому на последнем Соборе, он должен собираться раз в четыре года), а в настоящее время существует реальная перспектива подмены его Архиерейским Собором. По поводу этого разпространено мнение, что в наше политизированное время трибуну на Поместном Соборе могут захватить всякие политиканы, обновленцы, те же евреи, и внести смуту и разделения в церковной среде. И что до лучших времен власть в Церкви будет осуществлять Архиерейский Собор. Только когда они, эти лучшие времена, наступят?
Во-первых, смута и разделения как раз уже и имеют место, и только Поместный Собор в силах их уврачевать. А что более страшное – придерживаться такого мнения, значит не верить в каноническое устроение Церкви и Догмат, изложенный в Символе Веры. (!) То есть, не верить в то, что именно эта, апостолами утвержденная форма церковной власти, гарантирует соблюдение чистоты Христовой Церкви. И если следовать этому совершенно не духовному разсуждению, то почему тогда и в иерархию, то есть и на Архиерейский Собор, не могут пробраться эти же политиканы и жиды и, с еще меньшими для них препятствиями, начать свою работу по разложению Церкви?
Как раз контроль со стороны церковного народа и препятствует возможному уклонению от Истины кого-то из иерархов. Именно церковный народ, а не епископы, является хранителем догматического сознания Церкви. Не надо забывать, что главными ересиархами в свое время были бывшие иереи, епископы, патриархи, а Римский папа являлся даже предстоятелем первенствующей Церкви. Кстати, папа узурпировал церковную власть подобным образом. В нашем же случае Архиерейский Собор выступает в роли коллективного папы. Осталось только ввести догмат о его непогрешимости.
Каноническое устроение Церкви и образует ее в мистическое Тело Христово, тогда как вышеупомянутое низводит ее до состояния политической организации с мистическим уклоном и степенями посвящения.(!) А это уже что-то напоминает...
Церковные соборы всегда собирались в тяжелые для Церкви времена с целью разрешения стоящих перед ней и народом проблем. Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед теми, кому судьба Церкви и Родины небезразлична, является созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви. И главным вопросом, обсуждаемым на Соборе, должен быть ни вопрос об ИНН, ни участие Русской Православной Церкви в экуменистическом движении, ни какой либо другой частный... Они разрешатся сами собой, если мы выясним главный. Является ли в полной мере Русская Православная Церковь, в нынешнем ее состоянии, земной частью мистического Тела Христова или нет? И что нужно сделать, чтобы подобные вопросы не возникали?
Не задававшие себе подобных вопросов западные христиане стали папистами.
Представляю реакцию прочитавших, но пусть тогда каждый сам себя спросит: хоть в малой степени похожи мы на первых христиан? «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». (Деян.4:32) Соответствуем ли мы завету Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»? (Иоан.13:35)
Не надо себя обманывать, ведь речь идет о спасении. (!!!) А не нам ли Господь сказал: «...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20)? Не волновать эта проблема может только человека, не понимающего, ради чего он пришел в Церковь и, вообще, ради чего живет на земле.
Сейчас часто, в основном от архиереев и священства, можно услышать мнение, что умалчивать некоторые проблемы и закрывать глаза на многие неприглядные факты в Церкви приходится для того, чтобы не ввести в соблазн церковный народ, потому что это, в свою очередь, может привести к расколу. И патетические восклицания о его недопустимости раздаются сразу же, как только речь заходит о какой- нибудь острой церковной проблеме. «Недопустимость раскола» превратилась в некий фетиш, даже заклинательную формулу, существующую отдельно от обозначаемого явления. И формула эта в настоящее время имеет универсальное применение – ею заклинается малейшая попытка разрешить любую внутрицерковную конфликтную ситуацию. В основном же она применяется для оправдания неканонических действий и личных грехов иерархии и клира.
И что теперь? Будем бояться, что какой-то содомит уйдет в раскол?.. Пусть уходит и еще себе подобных за собою уводит.
Да и хотя бы эта расколофобия имела какой-то положительный эффект... Но она-то расколы и провоцирует. Если бы Филарета Денисенко в свое время запретили бы в служении, в раскол за ним ушли бы разве только его жена и дети (!). А теперь он кандидат в Патриархи Всея Украины...
Господь не пришел дать мир земле, но разделение. (Лук.12:51) Поэтому и в Церкви должно произойти разделение на тех, кто ищет жизни земной, а кто Жизни Небесной. Причем, как мы уже отмечали, отличительная черта Христианства как религии – духовная свобода его последователей. Следовать Христу православный христианин должен по своей воле, а не по принуждению или заблуждению.
Я не призываю к расколу. Раскольники уходят из Церкви и расхищают ее чад. У нас на Афоне таких «зилотов» достаточно. Насмотрелись... Мы из Церкви не уйдем, потому что Она наша Мать: в Ней мы стали христианами и вне Ее спасения нет. В Ней останутся все, кто к спасению стремится. Но если мы действительно желаем Жизни Небесной, необходимо возстановить жизнь Церкви согласно канонам. И пусть уходят в раскол те, кому Церковные Каноны мешают в земной жизни.
Этому разделению пришло время – потому что, если в ближайшие несколько лет не изменить положение, следующее поколение не сохранит даже внешних атрибутов Православия как религии и как возникшей на его основе русской культурной традиции, то есть не будет уже русским. Учитывая же демографическую ситуацию, через двадцать-тридцать лет Православие в России может остаться в виде экзотической религии вымирающего племени аборигенов.
Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на такой тяжелый для русского народа и в целом для России период, Церкви дана небывалая с давних времен свобода. Господь предоставил верным Своим шанс свободно собраться, без внешнего давления и контроля обсудить массу накопившихся церковных и национальных проблем и определить позицию Русской Православной Церкви в приближающемся к своему концу мiре. И если сейчас упустить время и в ближайший год, максимум два, Поместный Собор не провести, может случиться так, что возможности этой у нас уже до Второго Христова Пришествия не будет.
Считающие проведение Собора несвоевременным по каким-то причинам пусть вспомнят долгую подготовку к нему в начале прошедшего века, когда собрался он уже при большевиках... И о какой свободе слова и духа при его проведении можно говорить, если не прозвучало на нем ни единого слова в защиту находящегося в то время в неволе Государя Императора – по действовавшему тогда Уставу Церкви ее Главы!
Те, кто опасается, что верх на нем возьмут обновленцы или жиды, а это одни и те же люди, имеют на это основания. Если с ними – тогда его лучше вообще не проводить. А то будет, как на II-м съезде эГэСДээГПе. Эти меньшевики или большевики (в зависимости от того, сколько их на собор пролезет) работать не дадут. Но и собраться без них они будут всеми силами препятствовать.
В подготовке собора может и должен принять участие каждый, считающий себя русским, православный человек, даже азербайджанец по рождению. Но только давайте без евреев. Те из них, кто считает себя русскими, должны понять причину этого условия и со смирением ее принять. Таких на следующие Соборы можем и допускать. Но этот, решающий в жизни Русской Церкви и русского народа, проведем без них сами и на это имеем право.
Но вопрос, как от них отделаться, станет в подготовке Собора главным, потому что «проявление такого зоологического антисемитизма» – провести Собор Русской Православной Церкви без евреев – в «цивилизованном обществе недопустимо», и «каждый погядочный человек» и «все прогрессивное человечество» будут «выражать свое негодование». Но ведь мы же в Кнессет не рвемся, вконце концов!.. Думаю единственным выходом из этой ситуации будет предоставление им автокефалии.
Подготовка Собора будет крайне затруднена и в силу того, что она будет напрямую зависеть от тех, кому его проведение грозит лишением многих «благ» и привилегий. Потому что, если на нем будет возстановлено каноническое устроение Церкви, великому множеству сегодняшних архи- и просто иереев придется уйти на покой.
Инициативу по его созыву должен взять на себя кто-то из архиереев. Владыки Святые, неужели не найдется среди вас того, кто осмелится возвысить глас и исполнить свой архипастырский долг? Это, кстати, относится и к архиереям Зарубежной Церкви, потому что главным условием Собора должно стать полноправное участие в нем ее представителей.
В том, что Русская Православная Церковь оказалась разделенной, видится еще одно проявление непостижимости человеческим умом глубины и высоты Божиего Промысла. Злострадания Русской Церкви в результате большевицкой революции и ее разделение Господь обратил в причину ее сохранения и очищения. Я далек от мысли, что Зарубежная Церковь является хранительницей чистоты Православия во всей его полноте. Ведь она есть наследница Российской Церкви ее синодального периода, с которого и началось ее разложение. События последних лет указывают и на ее нездоровье. Но то, что возсоединение Русской Православной Церкви послужит катализатором очистительных в ней процессов – это очевидно. Поэтому темные силы, окопавшиеся в той и другой ее частях, всеми возможными способами препятствуют этому долгожданному для русского народа событию.
Поместный Собор Русской Православной Церкви может естественным образом превратиться одновременно и в Собор Русского Народа, что позволит широко осветить и проанализировать его проблемы и в процессе их обсуждений выявить достойных его лидеров. Говорю, может, потому что, если Собор Русской Православной Церкви будет проведен с соблюдением канонических норм, он станет поворотным событием в истории русского народа, и поэтому против его проведения ополчатся все наши внутренние и внешние враги.
И это будет не заседание Государственной Думы, где депутатам мешает «думать», временами доводя их до экзальтации, а временами нагоняя тяжелый сон, дух гордости и наживы. Если Собор будет подготовлен и проведен с соблюдением канонических норм, и на нем будет присутствовать истинный цвет русского народа, Дух Святый просветит разум и отверзет уста избранным своим, и мы решим все наши, кажущиеся неразрешимыми вопросы – не только церковные, но и национальные, государственные, экономические.
И пусть против созыва Собора Русской Православной Церкви ополчатся все силы преисподней, но если у нас хватит еще воли лишь только решиться на его подготовку, Господь за нашу ревность даст нам и силы, и разум, и возможности для его проведения. Аминь!
P. S. Напомню еще раз, что написано это было еще в 2004 году. С тех пор, у нас в 2009 году прошел Поместный Собор, главным деянием которого было избрание нынешнего Патриарха. Но он был неканоничным, по той причине, ...что в его работе принимали участие женщины с правом голоса. А как заповедал Апостол: «Жены ваши в церквах да молчат, не повелеся им глаголати, но повиноватися...» (1 Кор. 14:34)